Хельсинки, день первый.

зоркоглазая умница
Ещё летом господа офицеры предупредили меня, что нельзя просто так взять финский шенген и поехать в какую-нибудь другую страну. Условия у финнов самые мягкие, надо иметь совесть и не наёбывать их, иначе следующую мультивизу могут не выдать.
После целой недели в Греции нужно было спасать положение.
Ради такого дела Пётр Николаич почти что прямиком из Германии приехал в Питер. Я встретил его на Финляндском вокзале, ибо мы решили ехать поездом «Аллегро». До посадки оставался ещё добрый час. Укрывшись от холода в зале ожидания, я грыз щедро посыпанный солью брецель и украдкой пил сливовый шнапс из крохотного пузырька, а Пётр Николаич показывал мне фотки из Потсдама.

Если «Сапсан» похож на самолёт, то «Аллегро» вызвал ассоциации с пароходом, бороздящим северные моря где-нибудь у границы льдов. Его прочные борта покрывал иней. Неудивительно: за городом начиналась настоящая зима. Молодые деревья белели, будто застывшие клубы пара, старые серебрились или тускло зеленели хвоёй. У самого Выборга начался снегопад, и снег за окном казался рябью на экране телевизора – так быстро мчался поезд. Падая на стекло, сырые снежинки не стекали вниз, а плавно съезжали вбок, слипались друг с другом, будто фигурки тетриса.

Казалось, дорога длится вечность. Я заснул, вновь проснулся, предъявил документы девушке с пирсингом в носу, бесконечно долго смотрел на гранитные скалы, на хутора с лошадьми в загонах и вереницу платформ.
Того разительного контраста между Финляндией и Россией, что я помню с детства, больше нет. Евростандарт уже не кажется дорогой диковинкой. Не стало и прежней стерильности, на которую я был готов молиться, падая на колени перед каждой автозаправкой. Асфальт в нечистых разводах, под ногами окурки. Но это всё хуйня – зато настоящая красота теперь не проходит мимо.
Хельсинки совершенно зря считают невзрачным: город обалденный. Похож на нашу Петроградскую сторону, только фасады строже, сдержаннее. Плюс много домов из красного кирпича, из грубого камня с резным зверьём – поттеровский мрачный уют.
Гостиница была в двух шагах от «Стокманна». В номере мы первым делом сдвинули вместе две односпальные кровати. Когда я по ночам перекатывался на середину, они по-троцкистски подло разъезжались.
У администратора мы купили Helsinki Card – музейный и транспортный безлимит на целые сутки.
А вот ресторан к нашему приезду уже закрылся. Я был не на шутку голоден и, хотя погода не располагала, сточил сырную булку на уличной ярмарке. Продавщица предложила разогреть её, но в палатке как назло тут же вырубилось электричество. Впрочем, Пётр Николаич не дал мне мёрзнуть: отвёл в кафе и угостил глинтвейном. Там ещё продавались конфеты, которых я не видел в России уже лет двадцать, наверное. Называются «шапочка раввина».
Трамваи в Хельсинки зелёные, узкие, быстро ездят, круто поворачивают – аж скачешь по салону – и приходят минута в минуту. Мы сели у фонтана с тюленями, сошли напротив кирпичной кирхи и отправились на поиски музея Маннергейма.
Узкая наклонная улица вела в посольский квартал вроде питерского, что на Каменном острове. Рядами стояли особняки. Справа по курсу цепляли взгляд замшелые запущенные ворота. Их столбы венчали фигуры неведомых тварей, похожих на помесь гиен с ленивцами.
Дверь музея была заперта. Я нажал кнопку звонка. Вышел сотрудник и сказал, что все экскурсии на день расписаны, зато завтра можно будет придти в любое время.
В Хельсинки всё закрывается рано, к семи вечера уже ощущение глухой ночи, поэтому каждый час был на счету. Мы снова сели в трамвай и поехали в Военный музей.
Залы были тихи и безлюдны. Правда, за нами, порядком раздражая, навязчиво следовал охренник. Выставка, посвящённая Северной войне, уместилась в небольшое боковое помещение, а дальше шла история XX века: егерское движение и борьба за независимость, войны с Советским Союзом.
Егерские отряды, как поясняли таблички, маскировались под скаутские группы, чтобы усыпить бдительность русских властей. Знамя движения придумал некто Фриц Веттерхофф. Позднее он был вынужден перебраться в Германию из-за своего гейства и выпендрёжа. В гугле про этого деятеля прискорбно мало сведений, зато нашлась фотка. Я бы сказал, он смахивает на Рёма-папочку.

Помимо артефактов эпохи, в музее отменные интерактивные зоны. Например, макет бомбоубежища. Заходишь в него – над головой тут же слышится грохот разрывов, сперва далёких, потом всё ближе, аж стены дрожат. Жутко и весело. Можно, согнувшись в три погибели, залезть в одетую смолистыми досками нишу окопа и слушать звуки пулемётных очередей. Мрак и почти физически ощутимый холод царят в зале «Окружение советских войск при Суомуссалми». Узкая тропа ведёт через заснеженный лес с расщеплёнными, покорёженными обстрелом обломками деревьев. Посреди леса застыли орудия и дилижанс, запряжённый крашеным конским манекеном, твёрдым и словно закоченелым. Ни одной живой души, только звёзды над головой, да в угловых витринах – неярко, зловеще подсвеченные фигуры красноармейцев.
Дальше уже не так интересно: проза современной воинской службы. Зато можно померить старые и современные каски и шинели, приподнять рюкзак. Каска на меня не налезла, шинель, напротив, болталась, а рюкзак был тяжеленный, словно кирпичами набитый.
Оставшегося времени хватило на то, чтобы съездить в галерею купца Синебрюхова. Здесь замечу, что в Финляндии как-то очень на мой вкус много самообслуживания. Ни гардеробщиков в музеях, ни официантов в кафе. Если первое можно объяснить тем, что не воруют, то второе как-то совсем грустно.
В подвале была выставка гравюр с животными, добротных и прямолинейных. Удивляли разве что внезапно человеческие морды отдельных зверей. На табуретке лицом к стене сидела одинокая дама с кудрями как у профессора Трелони и неотрывно разглядывала одну из гравюр в лупу. Нотку фривольности вносил в эту библиотечную атмосферу телевизор с диснеевским мультиком «Три поросёнка».
На первом этаже собрали картины и фото разных стран и эпох, посвящённые деревьям. Наверху сохранены были подлинные интерьеры. Каждая комната в своём стиле – не дом, а энциклопедия. Особо запомнились золочёные сфинксы, резной буфет со сценой избиения младенцев и другой – с зеркалами, создающими лабиринт отражений. В отдельной комнате стояла витрина с камеями. Свет там включался датчиком движения и некстати вырубался сам, когда мы слишком углублялись внутрь.
Перед тем, как вернуться в номер, мы зашли за жратвою в «Стокманн».
Когда-то в финских магазинах сидр можно было найти в одном холодильнике с колой и фантой. Мы так с матушкой однажды попали: решили купить в дорогу незнакомый «лимонад» в бутылке с дятлом и вернулись в Питер крепко поддатыми. Вспомнив про этот случай, я цапнул с полки двухлитровую бутыль золотистого яблочного напитка с нарисованной бочкой на этикетке: о боги, сколько сидра! И что бы вы думали? Это оказался лимонад…
запись создана: 05.12.2013 в 22:28

@музыка: Closterkeller - Déjà Vu

@темы: эстетствие, режим хорька, путешествия, комсостав, вкуснота